Основные конкуренты на выборах - Партия Регионов и Наша Украина - представляют Одессу как собрание разочарованных людей, которые не верят в политические лозунги и не доверяют навязчивой агитации. Во взгляде на своих избирателей «оранжевые» и « голубые» абсолютно похожи.
В своих ТВ – роликах, бигбордах, листовках партии и блоки то и дело обращаются к избирателю с призывом выбрать 26 марта самого достойного для управления этой страной. Как выглядят избиратели в глазах политиков? К какой части населения обращаются политические силы, чтобы получить максимальную поддержку на парламентских выборах 2006? Давайте разберемся….
Партия Регионов (ПР)
Вкратце ТВ-ролик Партии Регионов:
1. Ви пам`ятаєте, як це було ? Вам обіцяли покращення життя...
2. Подумайте, що сталося за останній рік? Зросли ціни, мізерні пенсії, подорожчало пальне...
4. Незабаром майбутнє України залежатиме від вас.
3. Партія регіонів і Віктор Янукович ідуть на вибори, щоб захистити ваші інтереси. Щоб відновити стабільність, збільшити пенсії, створити нові робочі місця і забезпечити гідну оплату праці.
5. Партія регіонів України – покращення вашого життя вже сьогодні...»
Политтехнологи от Партии Регионов рассчитывают, что в обществе очень много избирателей недовольных политикой Ющенко. Есть люди, которые были обмануты обещаниями нынешнего президента. Введены в заблуждение. Они год назад поверили НСНУ, оранжевой революции, и вот – сплошное разочарование. И теперь все разочарованные могут проголосовать за ПР и Януковича, тем самым выбрав другую силу, которая была при власти и при которой жилось хорошо (?).
Вся рекламная кампания построена на подчеркивании недостатков "оранжевого 2005 года". Это дает основание предполагать, что политологи ПР считают, что чем острее критика, тем больше симпатий у избирателей, т.е. мы избиратели голосуем за тех, кто выступает в роли критика существующей власти.
Реклама направлена исключительно на тех, кто поверил Ющенко. Идеологи ПР забыли о миллионах избирателей, которые разочаровались в поведении самого Януковича. "Лидер" оппозиции самоотсранился от политической жизни в стране. Нет и конкретного предложения о шагах Украины после выборов. Предлагается вернуться на шаг назад, в 2004 год. Следовательно, ПР рассчитывают на избирателей, которые верят в светлое прошлое.
Наша Украина (НУ)
Ролики НСНУ также бесхитростны, как и Партии Регионов. Это нарезка из хроники времен оранжевой революции. Вот майдан, люди, которые верят, Ющенко, и вот бандиты, оружие, реваншисты…. И призыв: «Не зрадь идеалів майдану». Ты помнишь как это было? И вот теперь они хотят вернуться!
Также, как и в случае с ПР, призыв направлен на разочаровавшихся людей. Только регионалы призывают переходить под их знамена и более не верить Ющенко и всей оранжевой братии. А Наша Украина призывает всех разочаровавшихся не сдаваться, продолжать верить в светлое прошлое (майдан), жить светлым прошлым (идеалами) и никуда не отходить до момента выборов.
Как это ни парадоксально, в рекламе напрочь отсутствуют положения, которые бы с положительной стороны характеризовали НСНУ. Возможно, специалисты НСНУ, считают, что избиратели не видят никаких положительных моментов в оранжевой власти.
Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)
На данный момент БЮТ нас порадовал только бигбордами. И если на президентских выборах 2004 года это была прерогатива Януковича, то теперь исключительно Тимошенко.
Смысл лозунгов БЮТа замаскирован от рядового избирателя. "Справедливость есть, за нее стоит бороться!" – о чем это? О том, что Ющенко несправедливо поступил с Тимошенко или о том, что она несправедливо поступила с украинским народом, подарив ему целую череду всевозможных кризисов?
Что такое справедливость в понятии Тимошенко? Грабь награбленное? Или грабь ограбленных? Или по очереди и то, и другое?
Там, где звучит слово "справедливость", имеется группа обиженных, несправедливо забытых или обделенных. Итак, если с вами несправедливо обошлись, и вы разочаровались в ком-то (может быть в Ющенко?), то вы электорат БЮТа.
Сердце в качестве символа БЮТа – это шаг к эмоциональной составляющей избирателя. Наверняка, предполагается, что избиратель голосует не мозгами (читая программу и анализируя ситуацию в стране), а сердцем (подвергаясь влиянию случайных эмоций).
Справедливость всем разочаровавшимся!
Коммунистическая партия Украины (КПУ)
Одна из наиболее скупых на рекламу партий. Ей не нужны лозунги и агитация. Люди разочаровавшиеся в демократии после 1991 года и так знают своих героев. Электорат, который до сих пор верит КПУ – это самые преданные украинцы, их принципиальная позиция вызывает восхищение и уважение.
Жаль только, что и они разочарованные.
Серия рекламных ТВ-роликов с мировыми гениями, которые были за коммунизм, наталкивает на мысль о том, что идеологи компартии отождествляют своих избирателей с интеллигенцией. Именно, эту узкую прослойку общества они считают своими сторонниками.
НЕ ТАК! (объединение "Жинки за майбутне", СДПУ(о))
Все рекламные материалы блока "НЕ ТАК!" только и построены на констатировании факта ухудшения жизненного уровня населения и на неумении оранжевой власти управлять страной.
И призывы их опять же рассчитаны исключительно на разочаровавшихся – оранжевые не смогли управлять страной! Вы убедились в этом? Вы разочаровались в них? Хватит! Теперь НЕ ТАК все будет по-другому!
Как - не так? Скорее всего, так, как это было до прихода к власти Ющенко. Это вообще интересный подход. Если Ющенко управляет плохо страной, то почему обязательно надо отдавать власть СДПУ(о)?
Вызывает недоумение отношение НЕ ТАК! (да и ПР) к экономической и политической ситуации в стране. Если все НЕ ТАК, то почему же эти партии отстранились от своих избирателей, бросили их на произвол оранжевой власти? Почему они всего лишь наблюдают со стороны за беспределом, который происходит в Украине?
Партия Зеленых Украины (ПЗУ)
Одесские зеленые удивляют своей выдумкой и оригинальностью. Особенно удивило, как они подстроились под рекламу Народного Блока Литвина (бигборды с изображением Деда Мороза). Главные темы зеленых – это птичий грипп и ядерные отходы! Страшитесь избиратели, птичий грипп (в виде красного петуха!) уже где-то поблизости, предупреждают зеленые. Вы еще не разочаровались в том, как наше правительство относится к своим гражданам? Так знайте, если не проголосуете за нас – экологическая катастрофа неминуема! Стратегия зеленых заключается в запугивании жителей Одессы очередными экологическими неурядицами. Страх – главный козырь ПЗУ. Их избиратели те, кто испугался птичьего гриппа.
Социалистическая партия Украины (СПУ)
Реклама социалистов направлена на людей желающих жить при социализме. Какие черты у этого социализма? Вполне, возможно, человеческие. Так как никто не знает, что такое социализм (ибо он нигде на территории СССР так и не был построен), то СПУ демонстрирует нам страны социалистического лагеря. Швеция, Дания, Голландия – это страны развитого социализма, по мнению идеологов СПУ. В какой-то степени СПУ ориентирует своих избирателей на будущее. Другими словами СПУ рассчитывает на людей, которые готовы построить Данию, Швецию и Голландию у нас в Одессе.
Что такое эти страны у нас в Одессе? Что мы о них знаем? Голландия – страна свободного распространения наркотиков и легализованной проституции, Швеция – родина так называемой "шведской семьи", или семьи на троих (четверых). Дания – страна для нас несколько закрытая, мы о ней мало что знаем. В Дании, например, 30% подоходный налог (у нас 13%), а НДС 25% (20% - в Украине).
На кого же рассчитывают создатели рекламы СПУ?
Возможно, что политические технологи, работающие за деньги СПУ, натолкнули их на мысль о том, что украинцы разбираются в идеологических хитросплетениях и готовы голосовать исключительно за социалистическую идеологию.
Но ведь у нас уже был год социал-демократии! Это был полный провал СДПУ(о) на рекламном поле! Зачем же наступать еще раз на те же грабли?
ВИЧЕ
Виче отличается очень массированной рекламной кампанией для партии, которая не проходит в парламент (по всем социологическим опросам).
В роликах ВИЧЕ постоянно рассказывается о неком плане развития Украины, который был продан и роздан более чем 300 00 тиражом.
Что в том плане ВИЧЕ умалчивает (чтобы не опозориться). Тем не менее, оно уверенно заявляет о том, что у них есть план того, что же надо делать после выборов.
Наверное, это интересный ход. Команда Ющенко, после президентских выборов не знала как раз, чем же заняться и с какого края подойти к 47-миллионной Украине.
То есть ВИЧЕ рассчитывает на людей, которые ожидают от политической партии услышать в первую очередь программу, план. В отличие от БЮТ, ВИЧЕ рассчитывает на избирателя, который голосует тем, чем думает – мозгами!
Вторая креативная мысль, которая посетила ВИЧЕ – это втянуть избирателя в творческий процесс, и они как бы сами создадут своих сторонников. Идея интересная – результат плачевный.
МЫ – Народный Блок Литвина
Народный блок Литвина тоже имеет массированную рекламную кампанию, только в отличие от ВИЧЕ проходит в парламент.
В ТВ-роликах демонстрируется разрыв между двумя лагерями - оранжевым и синим (голубым?). И связующим звеном, которое не дает разорвать Украину (канат), выступает спикер Литвин. Ролик ничего не обещает, а только демонстрирует исторический факт, который имел место в 2004 году, когда Украина стояла на грани гражданской войны.
К кому адресован ролик?
Существует значительная часть электората, которая голосовала не за Ющенко, а против Януковича, и наоборот. Другими словами, ни за одного, ни за другого. Выбирали, по старинному русскому обычаю, из двух зол меньшее. Делали они этот выбор исключительно из-за отсутствия альтернативы. Кстати, такая позиция наиболее соответствует одесситам, которые предпочитают не воевать, а торговать. Выбирают всегда позицию посредника, который пожинает плоды своего труда в любом случае. На выборах 2006 года Народный блок Литвина, что весьма приятно, демонстрирует именно альтернативу оранжево-голубому будущему.
Итак, главная цель этой рекламы-избиратели, у которых есть свое мнение, отличное от голубых и оранжевых.
Суммируя все вышесказанное, приходим к неутешительным выводам.
Партии по-прежнему кормят избирателей пустыми лозунгами, а не конкретными программами. И снова после выборов перед ними встанет вопрос: «Что делать?» Сторонники одного лагеря запугивают сторонников другого тем, что их противники придут к власти. Вместо слов о консолидации сил во имя Украины, основные соперники на выборах опять ее "дерибанят" на наших и чужих.
Основные конкуренты на выборах, ПР и НУ, видят Украину как собрание разочарованных в их действиях людей, которые не верят в их политические лозунги, не доверяют навязчивой агитации. Эти неутешительные выводы подтверждают и результаты рейтингов доверия. Янукович, Тимошенко, Ющенко – это люди, которым не доверяет население! Избиратель встает перед вопросом за какое из двух зол голосовать? С другой стороны, почему необходимо голосовать только за ЗЛО?
Во взгляде на своих избирателей оранжевые абсолютно похожи на голубых. Однако, люди, у которых есть свое мнение выберут другие силы. Только сколько их осталось в Одессе, людей со СВОИМ ЛИЧНЫМ МНЕНИЕМ, не оранжевым и не голубым?
Андрей Федоренко,
политолог
|